03:24 1.Предмет психологии.Историческая ретроспектива и современные дискуссии |
1 Предмет
психологии как науки. Слово психология буквально означает
наука о душе. Научное употребление термина П. появилось впервые в 16в. Т.о.
П–наука о психике и психических явлениях. 2 Основные
исторические этапы развития психологической науки. Психологические знания в античности. Первое представление о психике было
связано с анимизмом (анима–дух, душа), т.е. древнейшими взглядами, согласно
которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как
независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и не живыми предметами.
Согласно греч философу Платону, душа у чел существует прежде чем она вступает в
соединение с телом. Душевные явления Платоном подразделялись на разум и
мужество (современное представление о воле) и вожделение (мотивация). Вершиной
античной психологии явилось учение о душе Аристотеля. Душа по Аристотелю
бестелесна и является причиной и целью жизненных функций человека. Средние века. Под влиянием атмосферы хар–ой для
средневековья аниместическая трактовка души увязывается средневековыми авторами
с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным
сверхъестественным началом и поэтому изучение душевной жизни должно быть
подчинено задачам богословия. Тем не менее, в этот период были осмыслены многие
стороны душевной жизни личности. В середине века накапливается конкретный
материал об анотомо-физиологических особенностях человеческого организма, как
одной из основ психики. Немец Кассман впервые в 1590 г. ввел термин психология. Умозрительная психология 17 в. С 17в начинается новая эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками
осмысливать душевный мир человека преимущественно с общефилософских и
умозрительных позиций, без необходимости экспериментальной базы. Так Декарт
приходил к выводу о полнейших различиях, существующих м/д душой человека и
телом. Данное обстоятельство породило проблему, названной психофизической, т.е.
как связаны м/д собой телесные (физиологические) и психические
(душевные) процессы в человеке. Именно
Декарт заложил основу концепции поведения, с её идеей рефлекса, как закономерного
двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. В это же
время немецкий философ Лейбниц отверг установленное Декартом равенство психики
и сознания и ввел понятие о
бессознательной психике.
18в зарождение эмпирической психологии. Термин эмпирическая П. введен
немецким философом Вольфом для обозначения направления психологической науки,
основной принцип которого состоит в
наблюдении за конкретными психическими явлениями. Их классификация и
установление закономерной связи м/д ними проверяется на опыте. Этот принцип
стал родоначальником эмпирической
психологии. Д. Локк рассматривает человека /души человека/ как пассивную, но
способную к восприятию среды, сравнивая её с чистым листом бумаги. Локк впервые
в 1694г. ввел в язык психологии понятие ассоциация. Основателем ассоциативной
психологии в 18в. стал английский врач Гартли. По Гартли, психический мир
человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов чувствования посредством их ассоциации. 19в: Психология становится
самостоятельной наукой Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60 г. 19 в. Первым
вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология,
основанная Вундтом, который в 1879 г. создал первую в мире психологическую
лабораторию. В отечественной психологии основоположником
экспер. психологии является Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга»
изложены основные психологические процессы которые получают физиологическую
трактовку. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит
Челпанову. Его главная заслуга состоит в том, что он впервые создал в Р.
психологический институт (1912) Отечественная психологическая мысль 20
в. Значительный вклад развитие П. в 20 в.
внесли наши ученые Выгодский, Луриа, Гальтрим. Выгодский ввел понятие о высших
психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память и
произвольное внимание). Луриа основное внимание уделял проблемам мозговой
локализации высших психических функций и их нарушениям. Явился основателем и
создателем новой области психологической науки – Нейропсихологии. Гальтрим – рассматривал
психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных
ситуациях (т.е. как ведут себя наши познавательные процессы в критических
ситуациях), является автором концепции поэтапного формирования умственных действий,
образов, понятий, что практически позволяет существенно повысить эффективность
обучения.
Основные направления психологии 20 в В начале 20 в. в психологии возникает
кризисная ситуация. Обнаруживается значительный разрыв м/д психологической
теории и данными эксперементальной работы. Попытки преодоления кризиса привели
к формированию нескольких влиятельных школ. -Бихевиоризм –основоположник:
американский ученый Уотсон (1878 – 1958гг.). Основная идея: психология как
наука должна заниматься не сознанием и душевными явлениями, которые недоступны
научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача
Бихевиоризма (Бихевио –поведение) заключается в накопление наблюдений за
поведением с таким расчетом,чтобы можно было сказать наперед, каким будет
реакция человека на соответствующую ситуацию. -Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям Келера и Левина, которые выдвинули
программу изучения психики с точки зрения целостных структур (Гештальтов).
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии Вундта, который
трактовал сложные психические феномены в качестве простых, выстроенных из
простых законов ассоциации. -Глубинная. В 1896 г. возникло
направление психической теории и практики положившее начало тому, что
называется Глубинная психология. У истоков стоял австрийский психолог З.Фрейд.
Начав свои исследования, он пришел к выводу, что физиологический подход в
психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека,
названную им психоанализом. Со
структурной точки зрения, по Фрейду, психоанализ содержит 3 образования: «Я»,
«Сверх Я», «Оно». Когнитивная – ее представители Нейссер и Пайвио отводят в
поведении людей решающую роль знаниям (когнито – знания лат.). Были выявлены важнейшие свойства, присущие
познавательной деятельности (избирательность, определяемость средой). |
|
Всего комментариев: 0 | |